Применение способа "стена в грунте" для усиления ростверков

В случаях, когда вскрытие ростверка для усиления представляет значительные трудности из-за большого притока воды или наличия оплывающих грунтов, усиление ростверка производят с применением способа "стена в грунте" (см. рис.). В этом случае вокруг ростверка (отступив от него на расстояние, необходимое для размещения конструкций усиления) разрабатывают траншею под защитой глинистого раствора одним из имеющихся механизмов (широкозахватный грейфер, штанговый экскаватор, барражная машина и т.д.). В траншею опускают арматурный каркас будущей железобетонной стены в грунте и бетонируют стену способом вертикально-перемещаемой трубы (ВПТ). Вокруг ростверка образуется железобетонное кольцо, между внутренней гранью которого и внешней гранью ростверка можно извлекать грунт. Огражденный ростверк усиливается любым из известных методов. Обычно внутри стены в грунте вокруг ростверка устраивается железобетонная рубашка, которая для повышения несущей способности может соединяться с конструкцией стены в грунте. Глубина траншеи для стены в грунте обычно принимается из условия безопасной выемки грунта из замкнутого контура траншеи и устойчивости ограждения без дополнительных креплений. По этим же соображениям выполняется расчет ограждения стены в грунте. При большой глубине заложения ростверка между ограждением и ростверком целесообразно устанавливать распорки, которые затем остаются в теле железобетонной рубашки. Ширина стены в грунте зависит от применяемого для разработки траншеи оборудования и обычно не превышает 600 мм.

При усилении ростверков в агрессивных средах толщина защитного слоя бетона для арматуры должна быть не менее 30 мм. При наличии сульфатных вод бетон следует применять на сульфатостойком портландцементе. Поверхность ростверка следует защищать антикоррозионной покраской, как и при выполнении обычных фундаментов.

В следующей публикации на сайте, относящейся к категории “усиление свайных фундаментов” будут рассмотрены способы усиления ростверков при нарушении их сопряжений со сваями в случае погружения голов свай на большую глубину, а также при коррозионном разрушении сопряжений.